Методы измерения неровностей посадочных линий аэропортов и автомобильных дорог

Настоящий стандарт распространяется на методы измерений и выявления неровностей поверхности покрытия автомобильных дорог, аэродромов, уличных покрытий в городах и других населенных пунктах во время строительства и эксплуатации. Заказывая услуги строительной компании или услуги строителей (частников) вы не всегда можете быть уверены в результате. Для того, чтобы контролировать качество проведения испытаний вы можете заказать услуги технического надзора над строительством.

Ссылки на нормативные документы

Перед проведением измерений неровности необходимо ознакомиться со следующими нормативными документами:

  • Общие технические условия. Нивелиры (ГОСТ  10528-90).
  • Основные параметры и размеры пневматических радиальных шин для легковых автомобилей (ГОСТ  20993-75).
  • Государственная система испытания продукции. Основные положения о порядке аттестации оборудования (ГОСТ  24555-81*).

Требования к измерительным приборам

Одним из приспособлений, которые вам понадобятся во время проведения испытаний, является рейка.

Рейка – это приспособление, которое представляет собой жесткий прямолинейный стержень, прикладываемый к поверхности проверяемого покрытия автомобильной дороги или взлетной полосы аэродрома с целью выявления просветов между прямолинейным стержнем и проверяемой поверхностью.

Нормативная длина рейки составляет 3000±2 мм, т.е длина рейки должна составлять ровно три метра.

Прогиб рейки, причиняемый ее собственным весом не должен составлять более0,4 ммв середине пролета длиной2900 мм.

Ширина опорной грани рейки составляет50 мм. (возможны незначительные отклонения в2 мм).

Отклонение боковой грани рейки от полной прямолинейности не должно превышать10 мм.

Отклонение опорной грани от полной плоскостности не должно превышать 0,2 мм. Вместо измерения отклонений опорной грани допускается измерять отклонение продольного профиля поверхности опорной грани от полной прямолинейности. Отклонение продольного профиля поверхности опорной грани от полной прямолинейности не должно превышать 0,2 мм.

Отклонение боковой грани от полной прямолинейности должно составлять не больше10 мм.

Также для проведения испытаний необходимо использовать клиновый промерник. Клиновый промерник – это приспособление, с виду напоминающее клин с нанесенными на одну из сторон делениями, которые помогают в определении величины просвета под рейкой.

Клиновый промерник должен иметь две плоские грани. Грани должны быть шириной 50 мм(разрешено небольшое отклонение от нормы в0,5 мм).

Одна из двух граней клинового промерника должна иметь уже упомянутые деления, в виде поперечных рисок. Один шаг риски равняется10 мм(допускается погрешность в 0,1 мм). Риски должны иметь нумерацию от 1 до 15.

Подготовка к испытаниям неровности

Для начала необходимо выделить испытуемую поверхность. Длину участка измерений следует принимать в пределах 300 –400 м.

Суммарная длина испытуемой поверхности должна составлять не менее 10% от всей контролируемой поверхности.

Перед проведением испытаний поверхность должна быть очищена.

Проведение измерений

Измерение на улицах или дорогах следует проводить путем прикладывания рейки к испытуемой поверхности на расстоянии0,5 мот каждой кромки покрытия или края полосы движения. Если ведутся испытания ровности аэродромов