Мосты, расположенные на судоходных путях

Данный свод норм и правил распространяется на проектирование мостов, которые пересекают судоходные пути. Не распространяются правила на судоходные пролеты мостов через морские проливы, заливы, а также судоходные каналы, любые другие участки водных путей, по которым проходят государственные кордоны.

Технические требования

Внутренние водные пути разделяют в зависимости от их характеристик на семь классов, а именно:

  • Сверхмагистральные (1; 2).
  • Магистральные (3; 4).
  • Местного назначения (5; 6; 7).

Также водные пути разделяют на участки (в зависимости от нормативных габаритов). Класс участка, на котором предусматривается строительство или реконструкция необходимо определять в соответствии с основными характеристиками (ГОСТ 26775-97).

Правила расположения мостовых переходов

Мостовые переходы следует располагать только в том случае, если участок соответствует всем представленным ниже требованиям:

  • Русло реки обязательно должно быть устойчивым. Оно должно позволять удерживать судовой ход без перемещений по ширине реки и не должно допускать изменение глубин, которое повлияет на судоходство.
  • Участок реки, на котором размещается мостовой переход, должен быть прямолинейным и достаточно отдаленным от перекатов.
  • Направление течения и ось судового хода должны быть параллельны. Допустимо незначительное отклонение (не более 10°).

Расположение и количество судоходных пролетов должны быть выбраны на основе прогноза наиболее вероятных русловых переформирований.

Известны случаи деформации русла в процессе эксплуатации. В таком случае все работы, связанные с обеспечением безопасности судоходства в районе данного мостового перехода (изыскательные или дноуглубительные работы) производят государственные бассейновые управления водных путей за счет владельца моста. В большинстве случаев строительный технический надзор позволяет обнаружить и вырвать проблему с корнем еще в начале строительства.

Одной из задач государственного бассейнового управления является также установление класса участка водного пути, на котором планируется строительство мостового перехода.

Утверждение класса производят:

  • Департаменты водного транспорта или иные службы транспортного министерства (на сверхмагистральных и магистральных трубопроводах).
  • Государственные бассейновые управления водных путей (на водных путях местного назначения).

Ответственными за выдачу технических условий на проектирование мостовых переходов являются государственные предприятия водных путей или бассейновые управления.

Согласование  проектов мостовых переходов на водных путях, которые не предусматриваются к использованию водным транспортом, должно производиться местными администрациями (органами исполнительной власти) по заключениям линейных подразделений государственных бассейновых управлений (государственных предприятий) водных путей.

Требования безопасности

Искусственное увеличение максимальной скорости течения в створе моста, которое было вызвано его строительством или эксплуатацией, не должно превышать 20% от значений максимальной скорости течения в естественных условиях.

Опоры моста в пределах их высоты от низа пролетного строения до линии возможного размыва дна не должны иметь обращенных к судоходным пролетам выступающих частей, что представляют опасность для судоходства либо делают его невозможным.