Подземные сооружения промышленных предприятий

Нормы данного раздела о строительстве промышленных предприятий необходимо соблюдать при проектировании подпорных стен, возводимых на территории промышленных предприятий (земля промышленного назначения с коммуникациями), внутриплощадочных железных и автомобильных дорогах, отдельно стоящих и встроенных подвальных помещений, предназначенных для выполнения целей производства, тоннелей и каналов.

Подпорные стены

Нормы настоящего подраздела не распространяются на подпорные стены магистральных дорог и гидротехнических сооружений разного типажа.

Массивные подпорные стены проектируют из бетона, бутовой кладки, бутобетона.

Нормативные размеры

Основные размеры подпорных стен, а именно общую высоту и шину подошвы, необходимо назначать кратными0,3 м.

Глубина заложения подошвы подпорной стены должна соответствовать требованиям СНиП 2.02.01-83. За минимальную глубину заложения подошв подпорных стен, как правило, берут 0,6м (нескальные грунта) и0,3 м. (скальные грунта).

В продольном направлении подошву подпорной стены делают горизонтальной, либо с уклоном не более 0,02, если уклон подпорной стены больше представленного, подошва выполняется ступенчатой.

В поперечном направлении подошву подпорной стены необходимо выполнять горизонтальной либо с уклоном не более 0, 125 в сторону засыпки.

Подробнее о правилах строительства подпорных стен, их габаритах, вы сможете узнать из СНиП 2.09.03-85 (п.2). В этом же подразделе СНиП вы сможете просмотреть чертежи подпорных стен (массивных и уголкового профиля).

Подвалы

На производстве, как правило, можно обходиться одноэтажными подвалами. Допускается также строительство подвалов с дополнительным техническим этажом, предназначенным для кабельных разводок. При объективном и адекватном обосновании допускается строительство подвала с несколькими этажами для технических нужд.

Подробнее о высоте подвального помещения и комнат для технических нужд вы сможете узнать из СНиП 2.09.03-85 (п.3).

Полы подвалов необходимо предусматривать с учетом уклонов к трапам канализации с обособленной системой отвода воды.

Стены подвалов необходимо проектировать, как правило, из железобетонных, вертикально устанавливаемых, панелей. При наличии подземных вод стены подвальных помещений должны быть защищены гидроизоляцией в соответствии со СН 301-65.

Обязательными к использованию являются пластовые дренажи, устанавливаемые под полом. Они являются основной мерой защиты против подземных грунтовых вод.

Тоннели и каналы

Нормы настоящего подраздела относятся к строительству каналов и тоннелей:

  • Подштабельных.
  • Пешеходных.
  • Конвейерных.
  • Комбинированных.
  • Кабельных.
  • Коммуникационных.

Выходы из конвейерных и коммуникационных тоннелей должны предусматриваться не реже, чем каждые100 м.

Выходами из коммуникационных тоннелей могут служить люки, которые оборудованы легко открывающейся изнутри крышкой.

Тоннели и каналы, как правило, проектируют сборными из унифицированных железобетонных элементов.

Также необходимо предусматривать продольный и поперечный уклон (соответственно не меньше 0,002 и 0,001). Каждые 100-150 м. в обязательном порядке устанавливать приямки для сбора и отвода жидкостей в канализацию.

Тоннели и каналы, которые располагаются под автомобильными дорогами, должны быть заглублены от верха дорожного покрытия до верха перекрытия.