Железобетонные трубы

Трубы – основные средство передачи газообразных и жидких веществ в больших количествах и на большие расстояния. Кроме того передача по трубам является более удобным и безопасным методом доставки газов и жидкостей на расстояния, намного безопаснее чем транспортировка в машине, поезде или корабле, в специальных тарах, баллонах или емкостях. Как правило, трубы прокладываются под землей, хоть и бывают редкие исключения, и то в уважительных на то случаях. Для расчетов воздействия на трубы различных негативных факторов, проводят исследования для зоны прокладки труб. В случаях прокладки труб в зоне с повышенной сейсмической активностью, составляется карта сейсмических нагрузок по шкале Рихтера для данной зоны.

Железобетонные трубы – один из видов труб, которые используются для транспортировки вышеуказанных типов веществ. Стандарт, который устанавливает требования, относящиеся к данному виду труб, распространяется на железобетонные предварительно напряженные напорные раструбные трубы со стальным сердечником (типа ТНС) класса Н10 и Н15, исполненные в соответствии с ГОСТ 22000-86, изготавливаемые из мелкозернистого бетона и предназначенные для прокладки из них трубопроводов напорного типа. Данные трубы предназначены для транспортирования по ним жидкостей обладающих температурой не выше чем 40 градусов Цельсия, при условии, что степень воздействия на железобетонные конструкции и уплотняющие кольца стыковых соединений будет неагрессивной.

В случае, если грунты или жидкость, которая транспортируется по данному виду труб обладают агрессивными свойствами воздействия на трубы или уплотняющие резиновые кольца труб, следует предусматривать специальную защиту труб от коррозии. Также защита от коррозии предусматривается в случае, если трубопровод подвергается воздействию блуждающих токов. Защита от коррозии должна быть разработана в соответствии с нормативным документом СНиП 2.03.11-85 и СНиП 2.06.03-85.

Данный стандарт не распространяется на трубы водопропускного типа, укладываемые под автомобильными дорогами и насыпями железнодорожных путей.

Характеристики прочности данных труб, под расчетным давлением должны обеспечивать работу:

  • Трубы класса Н10 – при 1.0 МПа давления (10 кгс/см2)
  • Трубы класса Н15 – при 1.5 МПа давления (15 кгс/см2)

Нормы давления указаны, при условиях воздействий внешних нагрузок, соответствующих усредненным условиям укладки труб по ГОСТ 22000-86

Трубы состоит из нескольких слоев. Первый слой – внешний слой бетона, второй слой – стальной сердечник, третий слой – внутренний слой бетона.

Конструкция трубы описывается следующим образом:

Стальной сердечник трубы состоит из цилиндра и калиброванных, соединительных колец – раструба и втулки, которые приварены к цилиндру. Сначала наносится внутренний слой бетона. Внутренний слой бетона наносится методом центрифугирования, после чего на сердечник навивается спиральная напрягаемая арматура, и методом силового набрызга наносится внешний слой бетона трубы.

Трубы обозначаются марками, в соответствии с требованиями, установленными в ГОСТ 22000-86.

Пример: ТНС30.50-15Вр-I

Расшифровка: труба типа ТНС, с диаметром условного прохода 300мм, полезной длинной 5000мм, класса Н15, с напрягаемой спиральной арматурой класса Вр-I